Управляемый дом — долгосрочный доход девелопера
Современный дом должен быть не просто хорошим, но хорошо управляемым. Автоматизация и цифровые решения для жителей становятся базовыми требованиями к комфорту и безопасности будущего жилья у покупателей.
Вызов времени для современного девелопера состоит в том, чтобы оснастить объект слаженно работающим набором оборудования и дать сервисной компании и жителям готовый инструмент для управления им. При правильном подходе, такое решение дает не только комфорт жителям, но и непосредственно ведет к росту доходности девелопера.
Доходность вложений в управляемый дом
На этапе строительства

Доля затрат на автоматизацию в себестоимости и в выручке
По текущим оценкам, затраты на автоматизацию (включая проектирование, закупку и монтаж оборудования, подключения BMS и цифровых сервисов для УК и жителей), составляют 1−2% от себестоимости строительства. Причем с каждым следующим проектом эта сумма снижается. В это же время доля затрат на автоматизацию в выручке составляет менее 1%.
Влияние автоматизации на стоимости квадратного метра
При этом автоматизация повышает стоимость квадратного метра продаваемой площади на 5−20% в зависимости от класса жилья.
Таким образом, вложения на этапе внедрения увеличиваются на 1−2%, а доход — на 5−20%

На этапе обслуживания

Стоимость цифрового решения, которое становится основой для поддержания всей экосистемы управления жилым фондом, составляет всего 5% от стоимости автоматизации первого объекта. Доходность от внедрения цифровых решений не такая прямая, но далее мы разберем, из чего она складывается и как на ее можно влиять.
Цифровая управляющая компания как прибыльный бизнес
Имея управляемый дом, оснащенный всем необходимым оборудованием и цифровыми сервисами, сервисная управляющая компания застройщика получает возможность оптимизировать свою работу и выйти не просто на уровень самоокупаемости, но и стать самодостаточным прибыльным бизнесом.

За счет чего достигаются эти эффекты?

Повышенный тариф на управление

Хороший сервис невозможно поддерживать по муниципальным тарифам, а за плохой люди не готовы платить и по ним.
Но зато, предоставляя хороший сервис, управляющая компания имеет реальную возможность согласовать тариф выше муниципального. Это доказывает опыт как наших клиентов (спросите в «Голосе»), так и других участников рынка, за развитием которых мы внимательно следим.
Как говорит Сергей Пахомов (генеральный директор «Голос Девелопмент») в интервью порталу «Все о Стройке»: «отмечу, что мы не работаем по общегородскому тарифу, наш тариф всегда на 10 — 12 рублей выше, но благодаря этому человек, выходя во двор, получает подстриженные газоны, ощущение ухоженности и заботы». Заметим, что NPS при этом у компании 56, а уровень повторных продаж порядка 30%, это высокие показатели по отрасли.
RBI в своем докладе на «Движении» поделились, что их тариф варьирует от 54 рублей за кв. метр в зависимости от класса жилья (при городском тарифе порядка 30 рублей).

Подписка на сервисы

Мы полагаем, что в скором времени оказание большинства услуг и сервисов будет осуществляться по модели подписки.
Подписки на фильмы и музыку стали обычным делом, и в этом плане доступ к просмотру видеокамер или возможность выписывать пропуск через приложение ничем не отличаются. Все, что будет включено в экосистему дома, можно будет самостоятельно включать и отключать по мере необходимости.
Обслуживание одной квартиры по оценкам «Лаборатории цифровизации жилья» будет составлять от 20 до 270 рублей за квартиру (возьмем среднее значение в 100 рублей за месяц, то есть 2 рубля за кв. метр за среднюю квартиру 50 кв. м). Обслуживание оборудования и цифровых систем — от 3 до 6 рублей за кв. метр на пилотном объекте. Может показаться, что экономика не сходится, но не будем забывать о том, что при масштабировании первая цифра (сумма в квитанции у жителя) останется неизменной, а вторая (затраты на обслуживание) — будет снижаться с каждым следующим объектом.

Экономия ресурсов

Об этом пункте можно говорить много, и у каждой управляющей компании будут свои статьи экономии. В качестве примеров можно привести такие эффекты, как:

  • Снижение затрат на работу с дебиторской задолженностью (когда вместо штата юристов достаточно одного сотрудника с программой). Клиентский подход приводит к снижению среднего срока дебиторской задолженности с 2,5 месяцев до 1
  • Экономия потребления ресурсов (когда можно регулировать расход в зависимости от данных потребления, эффективно работать с размером выделяемой квоты и т. п.).
  • Оптимизация штата (когда работу толпы обходчиков выполняет автоматизированная BMS-платформа, а вместо 10 диспетчеров достаточно одного)
  • Своевременное принятие управленческих решений (когда аналитические данные о деятельности компании поступают в режиме реального времени, а не попадает к руководителю постфактум, когда превентивные меры предпринимать поздно)
  • Снижение аварийности за счет предиктивной аналитики сигналов от BMS-платформы
  • и многочисленные другие.

Повторные продажи

Девелоперы ревностно отслеживают процент повторных продаж, а также продаж по рекомендации. Такие продажи, во-первых, экономят маркетинговый бюджет, сокращая воронку сразу до последней стадии, а во-вторых, сама сделка закрывается в среднем в два раза быстрее, так как все документы и вся информация о будущем собственнике у вас уже есть, также как и у него — о вас. Рассказывают, что некоторые покупатели даже не идут на осмотр.
Такие продажи являются важным показателем деятельности девелопера, если у вас хотят купить снова — значит ваше предложение действительно хорошее.
А чтобы вашим жителям было проще выбирать и покупать стоит подумать о включении функционала приложения в дополнение к приложению для жителей.
И вот, вы уже не просто показываете свои квартиры лояльным людям, но и знаете, в какой момент лучше всего сделать выгодное предложение благодаря накопленных анализу данных.

Продажа дополнительных услуг

Девелопер, имея цифровую экосистему, покрывающую процессы на всем протяжении взаимодействия с покупателем и жителем, получает неограниченные возможности по продаже дополнительных услуг. На этапе продаж это могут быть различные варианты отделки, стройматериалы, предложения партнеров, на этапе эксплуатации — все услуги и товары близлежащих (и не только) бизнесов.

NPS сервисной компании застройщика

Сейчас все измеряют NPS. Так вот NPS в сервисных компаниях с цифровыми платформами может достигать 80 и выше. Даже если до внедрения платформы он был -60 (таким кейсом в своем докладе поделилась на «Движении» компания «Высота-сервис»). Минимальные показатели по сервисным компаниям девелоперов с цифровой платформой находятся где-то в районе 30 (при среднем значении по отрасли -30). Понятно, что платформа — это база, одновременно с внедрением которой неизбежно будут перестраиваться все процессы управления.
Экономический эффект цифровизации в девелопменте
По результатам свежего исследования приоритетов цифровизации российских девелоперских и строительных компаний от Strategy Partners, в котором участвовало 230 девелоперов и застройщиков разного размера, степени интегрированности и регионов, 81 процент опрошенных компаний согласны (и частично согласны) с тем, что цифровизация дает значимый экономический эффект (более 10% прироста к выручке). Показательно, что эта цифра существенно выросла с 2019 года, так как для достижения и измерения этого эффекта требуется время. Имея управляемый дом, оснащенный всем необходимым оборудованием и цифровыми сервисами, сервисная управляющая компания застройщика получает возможность оптимизировать свою работу и выйти не просто на уровень самоокупаемости, но и стать самодостаточным прибыльным бизнесом.
В сегменте только жилой недвижимости 83% респондентов подтвердили что цифровые технологии, которые они внедрили за последние 2−3 года, принесли реальный измеримый экономический эффект (10 и более % к ежегодной прибыли).